Как известно, связные радиостанции , устанавливаемые в автомобили и на суда внутренних водных путей, в основном, имеют напряжение питания 13,8 В ± 15%. Т.е. напряжение питания радиостанции может находиться в пределах от 11,7 В до 15,8 В. Отклонение входного питающего напряжения от этих пределов может вывести радиостанцию из строя, приведя к неисправности в схеме ее питания. А такие отклонения в условиях питания от бортовой сети с напряжением 12 вольт в автомобиле или на судне возникают довольно часто. Они появляются, в частности, при неисправности генератора автомобиля, регулятора напряжения или аккумуляторной батареи, а также при нарушении контактов в бортовой сети и при зарядке батареи от внешнего зарядного устройства без отключения аккумулятора от бортовой сети.
Еще одним вредным фактором являются импульсные помехи в бортовой сети, которые присутствуют постоянно при работе двигателя, но особенно сильны во время работы стартера автомобиля или катера. Отклонения напряжения питания в этом случае могут достигать значительных величин. Из-за них могут возникнуть неисправности не только в цепях питания радиостанции, но и в силу импульсного характера этих помех, они приводят к отказу микропроцессора радиостанции, к ошибкам в его долговременной памяти. Ремонт такого рода неисправности, обычно сопоставим со стоимостью самой радиостанции. От этих вредных факторов не спасает даже выключение питания радиостанции на время запуска двигателя автомобиля или катера. Дело в том, что при выключении радиостанции ручкой на ее лицевой панели, отключается только часть схемы. Большая часть радиостанции, все равно, остается подключенной к бортовой сети и подвержена опасным негативным факторам. Защитить радиостанцию в этом случае можно лишь, отсоединив кабель питания. Но каждый раз это выполнять невозможно. Парадокс, но защищены от этих вредных воздействий радиостанции с напряжением питания 13,8 вольт, установленные в автомобилях и на судах с напряжением бортовой сети 24 вольта. Дело в том, что эти радиостанции подключаются к бортовой сети через специальные устройства питания – преобразователи напряжения, которые преобразуют 24 вольта бортовой сети в 13,8 вольт, необходимые для питания радиостанции. Эти преобразователи напряжения не только изменяют номинал напряжения, но стабилизируют выходное напряжение 13,8 вольт при колебаниях входного напряжения от 20 до 30 вольт, а также отфильтровывают и импульсные помехи, возникающие в бортовой сети.
Подключение радиостанции непосредственно к бортовой сети 24 вольта привело бы к немедленной ее поломке, поэтому без преобразователя на таких судах и автомобилях работать нельзя. Правда, некоторые пользователи, в стремлении удешевить комплект радиостанции, не используют преобразователь напряжения, а подключают радиостанцию к одному из аккумуляторов с половинным напряжением, равным 12 вольт. Кроме того, что на судах это запрещено, они еще не учитывают, что таким образом подвергают радиостанцию всем вышеперечисленным негативным факторам. Кроме того, постоянно возникают ситуации, когда на радиостанцию все-таки попадает напряжение 24 вольта и она немедленно «сгорает». Если б такие пользователи знали, сколько таких радиостанций прибывает на ремонт в сервисный центр фирмы «А.Т.К.»! И всего этого можно было бы избежать, вовремя установив, преобразователь напряжения. Хорошо подумайте, прежде чем использовать радиостанцию 13,8 В на автомобиле или катере с бортовой сетью 24 вольта без соответствующего преобразователя напряжения.

GSV3000/24
На судах есть еще одно условие питания радиостанции – это требование Речного Регистра о том, что подключение радиостанции не должно приводить к замыканию на корпус ни одного из проводов бортовой сети судна ±24 В. Такое условие можно выполнить, только применяя для питания радиостанции преобразователь напряжения ±24 В на 13,8 В, да и то не всякий, а только имеющий полную гальваническую развязку между входной и выходной цепью. Многие производители заявляют, что имеют такие преобразователи напряжения, но не верьте им прежде, чем сами не удостоверитесь в этом. Практически всегда эти заявления обманчивы, или их реклама под термином «полная гальваническая развязка» понимает что-то другое. Одним из немногих преобразователей, действительно с полной «гальванической развязкой», является преобразователь напряжения GSV3000/24 фирмы «А.Т.К.».GSV-3000/24 представляет собой мощный (на ток до 30 А) преобразователь постоянного напряжения 24 В на 12 В с “изолированной землей”, встроенной схемой автоматического переключения с основной сети питания на резервную, и функцией подзаряда резервных аккумуляторов. Преобразователь специально сконструирован для питания радиостанций, поэтому имеет схему высоко эффективного подавления радиопомех. Преобразователь снабжен также схемами быстродействующей автоматической защиты от различных перегрузок по напряжению, току и температуре.
Технические характеристики преобразователя напряжения GSV3000/24
Входное напряжение (±24 V ): постоянное 20 – 30 В (Ввод 1)
Входное напряжение (IN 13.8 V): постоянное 13.8 В (Ввод 2)
Выходное напряжение (OUT 13.8 V, 30 A): постоянное 13.8 В
Выходной ток (OUT 13.8 V, 30 A): 22 А непрерывно, 30 А (3 мин.)
Выходное напряжение на клеммах “BATT”: 13.8 В
Выходной ток на клеммах “BATT”: 5 A (подзаряд аккум.)
Напряжение пульсаций: 3 мВ ампл.
Вес: 3,1 кГ
Габариты: 295x135x85 мм

КПН 24-10
Этот преобразователь рекомендован для питания КВ радиостанций на судах внутренних водных путей. Для питания УКВ радиостанций на судах применяются менее мощные преобразователи 24/12, такие как преобразователь «КПН 24-10». КПН 24-10 это высокоэффективный, гальванически развязанный импульсный преобразователь-стабилизатор напряжения с током нагрузки до 10А.
Технические характеристики преобразователя напряжения КПН 24-10:
Три независимых входа: 13,5 В - от внешнего источника (сетевой блок
питания); 24,0 В – от аккумуляторной батареи; 12,0 В – от резервной аккумуляторной батареи с поддержанием плавающим зарядом.
Выход: 13,5 В гальванически развязанный от входа с током нагрузки 10 А.
Защита по входу: 24,0 В – от переполюсовки
Защита по выходу: от короткого замыкания и превышения напряжения.
Пульсации вых. напряжения RMS на 3 А: макс. 20 мВ
Температура окружающей среды, 0С: -25º - +45º (и более с уменьшением нагрузки при + 65 0 до 5А)
КПД: мин. 92%
Брызгозащитное исполнение

К920-24S
На автомобилях с бортовой сетью 24 В нет жесткого требования применять преобразователи с полной гальванической развязкой, поэтому здесь могут применяться и более простые, а значит и более дешевые преобразователи с «общей землей». Для питания КВ и УКВ автомобильных радиостанций можно рекомендовать преобразователь «К920-24S» на ток 20 А.
Технические характеристики преобразователя напряжения К920-24S:
Входное напряжение: 20-30 вольт
Выходное напряжение: 13.8 +/- 0.2 вольт
Пульсации выходного напряжения RMS на 3А: макс. 20,0 мВ
Температура окружающей среды, Сº: -25 - +45 (и более с уменьшением нагрузки до +650/5А)
КПД: мин. 92%
Предохранитель по входу 24 вольта: 20,0 Ампер
Выходной ток 100% цикл (продолжительно при t+25 Сº среды): 15,0 Ампер
Выходной ток при длительности до 20 сек с циклом 10%: 20 Ампер

ПН-Стандарт
На автомобилях и судах с напряжением бортовой сети 12 вольт нет необходимости применения преобразователя с большего (24 вольта) на меньшее (12 вольт) напряжение. Но и здесь присутствуют негативные факторы в отношении помех и нестабильности питания. Чтобы избежать поломки радиостанции в автомобилях и судах с напряжением бортовой сети 12 вольт необходимо также применять преобразователь напряжения. Только, это преобразователь с 12 вольт на 12 вольт, или проще – преобразователь-стабилизатор напряжения бортовой сети. Он обеспечит напряжение питания радиостанции 13,8 В ±10% при изменениях напряжения бортовой сети от 9 до 18 вольт. Такой преобразователь защитит вашу радиостанцию и от колебаний питающего напряжения и от импульсных помех. Радиостанция сможет работать и при разряженном аккумуляторе, что случается не так уж редко. Не повредит ей и зарядка аккумулятора от внешнего источника с повышенным напряжением.
Одним из таких преобразователей является преобразователь «ПН-Стандарт». Это высоконадёжный импульсный преобразователь напряжения с полной гальванической развязкой. Предназначен для подключения средств связи (радиостанций), электроники, приборов и устройств, требующих для своей работы стабилизированного напряжения 12 Вольт, к бортовой сети автомобиля и других транспортных средств с напряжением 9–18 Вольт. ПН обеспечивает стабилизированное напряжение и защиту подключенных устройств от изменений значения бортового напряжения. "ПН" является импульсным блоком питания. Он имеет электронную самовосстанавливающуюся защиту от коротких замыканий, систему ограничения мощности, защиту от понижения выходного напряжения. Данная модель имеет полную гальваническую развязку входного и выходного напряжений, что обеспечивает максимально возможную защиту подключенной к нему аппаратуры, при любых неисправностях самого "ПН". "ПН" способен работать на "холостом ходу". Преобразователь гарантированно обеспечивает номинальный выходной ток 8 ампер в долговременном режиме. Немаловажно то, что возможно параллельное включение нескольких преобразователей, что обеспечивает любое необходимое увеличение тока нагрузки. Так, например, два преобразователя, включенные параллельно, обеспечат ток 15,2 А, три – 22 А., и т.д..Корпус "ПН" изготовлен из ударопрочного полиамида.
Технические характеристики преобразователя напряжения «ПН-Стандарт»:
Входное напряжение: 9-18 Вольт.
Выходное напряжение: 13,6 Вольта.
Номинальный выходной ток: 8 Ампер.
Максимальная выходная мощность: 110 Ватт.
Пульсации напряжения на выходе не более: 0,15 Вольта.
КПД не хуже: 80%
Диапазон рабочих температур: -30°C +40°C
Габариты: 145*95*60 мм
Вес: 500 г.
Режим работы долговременный
Возможно параллельное включение
Из всего выше изложенного можно сделать однозначный вывод: необходимо обязательно включать преобразователи- стабилизаторы напряжения в комплект автомобильной или судовой радиостанции для обеспечения ее надежной, бесперебойной работы.
В.Н. Беспалов
Гл. инженер ООО «А.Т.К.»
10.08.07
ООО «А.Т.К.»